- Берлиоз Гектор
-
БЕРЛИО́З Гектор (Экгор) (1803—69) — франц. композитор, дирижер, муз. писатель. Выдающийся представитель муз. романтизма, создатель программного симфонизма нового типа (см.
Программная музыка). В 1831 Б. в Риме встретился с М. И. Глинкой, соч. к-рого в исполнении певца Н. К. Иванова поразили его "прелестною мелодией, совершенно отличной от всего", что он знал. В 1845 в Париже Б. принял деятельное участие в пропаганде т-ва Глинки: включил его произв. ("Рондо" из "Жизни за Царя" и "Лезгинку" из "Руслана") в программу 3-го и 4-го муз. праздников в цирке на Елисейских полях (4—16 марта и 25 марта — 6 апр. 1845). Опубл. в газ. "Journal des Debats..." (4—16 апр. 1845) большую статью "Michel de Glinka". Глинка считал Б. "самым примечательным" композитором своего времени, подчеркивая, что он "оригинален и инструментует, как никто"; изучал его произв. В России музыка Б. ("Реквием") впервые прозвучала в концерте Г. Ромберга в СПб. в 1841. 3 и 10 марта 1847 Б. с огромным успехом продирижировал в зале Дворянского собрания в СПб. своими соч. (увертюра "Римский карнавал", 2 ч. из симфонии "Осуждение Фауста", 4 ч. "Фантастической симфонии"). Позднее дал концерт в Москве и два с СПб. В. Ф. Одоевский, Н. А. Мельгунов, В. В. Стасов (статьями о Б. начавший свою критич. деят-ность) подчеркивали новаторский характер творчества Б. Нек-рые критики (в т. ч. А. Н. Серов и отчасти Стасов) видели в Б. только блестящего оркестратора и дирижера. Неоднозначное отношение к творчеству Б. сохранилось у рус. музыкантов и во время выступлений Б. в СПб. и Москве в 1867—68, когда он встречался с Одоевским, Балакиревым, Стасовым, Кюи, Чайковским. Оказал влияние на творчество нек-рых рус. композиторов. Лит.: Серов А. Н. Избр. статьи. Т. 1. М., 1950; Кюи Ц. Избр. статьи. Л., 1952; Чайковский П. Муз.-критич. статьи. М., 1953; Петухов М. Гектор Берлиоз в России. СПб., 1881.
Г. Берлиоз
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.